Объемные эффекты можно получить
двумя способами: посредством мастеринга или же специальной записи.
Для начала рассмотрим второй
случай. Представьте себе следующую картину: изолированная комната,
в центре которой по квадрату примерно на расстоянии 15 см друг
от друга расположены четыре микрофона. Вы же находитесь в другой
комнате с четырьмя колонками, расположенными по углам. Каждый
микрофон в первой комнате подключен отдельно к соответствующей
по расположению колонке у Вас.
Запустите в микрофонную любого своего знакомого,
параметры коего оставляю на Ваш вкус, и заставьте его перемещаться
и сопровождать свои движения отдельными звуками (кашлем, разговором
и т.п.). В результате у Вас в комнате поселится виртуальный персонаж
Вашего знакомого. Это и есть реализация самого чистого 3D -эффекта
в мире. Звук будет вокруг Вас. Теперь сделайте расстояние между
микрофонами равное метру. Какой эффект сможете получить? Если позиция
человека в микрофонной будет совпадать с Вашей, когда он находится
между микрофонами, то можно подумать, что его действия передаются
на Вас, причем это ощущение очень реальное. Попросите его пройти
насквозь микрофонный квадрат - он пройдет через Вас.
Есть этому опыту и более дешевый вариант - Вы
в наушниках, а в центре комнаты всего два мирофона, включенных поканально.
В результате Вы получите очень схожие ощущения с приведенным выше
примером. Но некоторая разница все-таки будет. Она выражена в глубине
3D-эффекта. Хотя, при желании можно ощутить все перепетии звука.
При этом может появится некоторая сложность - 3D может разделить
звук на два направления: впереди и сзади, причем услышать Вы сможете
только одно. В этом состоит вся сложность позиционирования звука
в стерео-наушниках.
Как это можно использовать на практике.
Вы, конечно, вряд ли будете устанавливать квадрофоническую
систему - она Вам и не очень-то понадобится. Достаточно двухмикрофонной
системы. Расстояние между ними можно регулировать в зависимости
от того, что Вы хотите услышать. Но лучше затронуть данную тему
потом.
Представьте себе гитариста, играющего на акустическом
инструменте. Простая студийная одномикрофонная запись берет один
результирующий тембр, получившийся в результате множества его составляющих.
Ведь посмотрите на длину струны, работу пальцев на грифе, различные
перепетии звука в деке - это все воспринимается при натуральном
прослушивании в объеме. Простая запись сначала упрощает объемный
эффект до моно-звука, а уже потом звукооператор или аранжировщик
искусственно придает пространство. Чувствуете недостаток системы?
Двухмикрофонная запись позволит перенести звучание
инструмента полностью на звуконоситель, и не надо будет мучаться
с задержками, современными программами и т. п. Расстояние между
микрофонами выбирается так:
1. Если Вы хотите просто повторить ощущения слушателя,
то 15 см вполне достаточно - попросту расстояние между ушей. Причем
положение этого самого "слушателя" Вы можете естественно изменять.
Например, расположить двойку микрофонов сбоку от музыканта и т.п.
2. Звук вокруг. Микрофоны прижаты друг к другу и максимально приближены
к самому инструменту.
3. Звук внутри. Расстояние между микрофонами должно быть больше
размера горизонтальной проекции инструмента. Немного отойдя от изложения
теории, расскажу о том, что до сих пор помню как полгода назад получил
первый звук-вокруг с помощью весьма хитрого устройства: представьте
себе два микрофона по центру, а сверху над ними на веревке висит
колонка. Она воспроизводит звук в то время, когда я придаю ей вращение.
Это были такие звуки-вокруг... :) А потом, все-таки настало просветление
и я решил, что лучше просто крутить микрофоны.
Конечно, двухмикрофонная запись - явление далеко
не новое, но при своих опытах я выделил для себя только три серьезно
отличающихся разновидности данного метода. Причем для меня подобное
звучание было откровением.
Какие преимущества у полученных при специальной
записи треков? Их два: во-первых, это натуральное объемное звучание
и, во-вторых, в отличие от искусственного метода звук вокруг услышит
любой человек независимо от музыкального слуха, формы ушей и всего
подобного по чему ведутся сейчас исследования...
Многомикрофонный метод записи хорошо подходит
к инструментам сложного пространственного строения. Но, например,
для записи простого человеческого голоса он будет бесполезен, если
только Вы, потянувшись за натурализмом ощущений, не сделаете следующее
действие: поднимите высокие частоты в одном канале. Что должно получится
- голос останется практически монофоничен, но появится слабо ощутимый
эффект присутствия.
Естественно есть у данного метода и недостатки.
Они становятся видны при работе, связанной с созданием полноценных
композиций. Дело в том, что полученный Вами такими усилиями объем
придется ужимать. Ведь данный инструмент не один. Если Вы пишете
барда, поющего просто под гитару - пожалуйста, лучшего не придумаешь,
но когда работа посерьезнее и инструментов много - это полный аут,
все не вмещается в стерео, а раз не вмещается в стерео, то и в квадро
слушаться не будет! На таких альбомов надо будет писать: ТОЛЬКО
ДЛЯ НАУШНИКОВ! или что-то в этом роде. Поэтому имеет смысл выделить
для себя именно тот инструмент, который будет обладать натуральным
пространственным эффектом, а остальное все делать искусственно.
Теперь самый раз перейти к мастерингу. Как сделать искусственно
пространственный эффект. Здесь два метода: 1. Использование задержек.
2. Схема DC-offset - эквалайзер. Если Вы используете метод задержек,
то должны прекрасно понимать, что имеете дело ни с чем иным как
с хорусом в объеме. То есть, будет главный трек и производные от
него. Если они имеют разные положения панорамы, то, действительно,
в силу ряда причин, звук получится объемным. Причем слышаться он
будет в той панорамной позиции, в которой находится подающий трек
(то бишь, который первый подает звук). Я хочу сказать, что это излюбленный
метод многих компьютерщиков, и, действительно, он того заслуживает,
но у него есть недостатки. Во-первых, звук позиционируется только
по вертикальной плоскости между каналами. Во-вторых, если Вы так
обрабатываете голос, то можно потерять половину алфавита. И получится
эффект Шуры, в момент его отсутствия. Хотя нет, не эффект Шуры -
дело в том, что эффект хоруса, особенно как он реализован на РС,
делает звук несколько глуше, что очень плохо сказывается на дикции
поющего. К тому же открытый звук, что особо ценно, превращается
в закрытый. Я не буду говорить, что метод плох, поскольку и сам
его использую, но он не плох, когда на нем собаку съешь и научишься
правильно регулировать параметры задержек и положений панорамы.
Задержка между каналами уже сделанной композиции дает нормальный
топорный объем. Делает из плоского звука пространственный - простому
пользователю больше ничего и не надо! Но я еще не встречал человека,
который бы делал свою композицию и заранее знал, что по окончании
будет применять эффект задержек. Это не правильно - все должно применяться
в процессе и каждый трек, его значимость просчитываться заранее,
что предостережет от выпуска вторичного некачественного продукта.
DC-offset Наверное, почти все звуковые карты не могут записывать
звук с ненулевой центровкой фазы звука. Если Вы уже заложили пространственный
эффект при записи звука, все конечно отразится, но изменять параметры
данного эффекта без функции DC-offset не представляется возможным.
Сама функция как Вы поняли, меняет фазовый ноль. Что это дает? В
результате изменения данного параметра можно регулировать перемещение
звука вперед-назад. Вот тут-то и надо музыкальный слух, форму ушей
и прочее - многие этот эффект просто не улавливают. Это конечно
очень слабый эффект по сравнению с тем, что можно навернуть в студии
со множеством микрофонов, но он тоже оказывается полезным. Для аранжировщика
(звукооператора) появляются новые возможности позиционирования звука
- добавляется еще одна плоскость. В результате использования данной
функции звук можно просто разуплотнять, в наушниках тоже будет сурраунд.
Теперь рассмотрим следующий пример: берем простой моно-трек. Дублируем
его на вторую дорожку. Разводим по панораме. Начинаем менять в одном
фазовый ноль. Я не буду приводить значения, поскольку в каждой программе
они свои, но советую хорошо поработать с данной функцией. В результате,
Вы должны получить совершенно различные пространственные положения
звука при прослушивании в наушниках при изменении значений DC-offset.
Этого и следовало ожидать. Теперь, вдоволь насладившись одним треком
и присвоив ему какое-нибудь значение, выделите сразу два трека и
поработайте с ними - эффект станет намного глубже. После проведенной
операции неплохо бы сделать маленькую задержку. Теперь настало время
эквалайзера. Сделайте один трек по слышимым частотам чуть-чуть выше.
Вот и получился Ваш первый 3D. Теперь Вы можете работать с двумя
полученными треками как с одним целым, обрабатывать эффектами и
т.п. Позиционирование сохранится. Не забывайте, что в наушниках
и в колонках все слышится по-разному, особенно, когда дело касается
3D, поэтому настоятельно советую все время проверять инструменты
на слышимость в мониторах. Преимуществом искусственного создания
пространственного эффекта состоит в том, что у полученных инструментов
меньшая плотность звука. К тому же, при сведении достаточно объемной
по количеству инструментов композиции Вам данный метод применять
все-равно придется. |