ВВЕДЕНИЕ
--------------------------------------------------------------------------------
Кто такой диджей?
Диджей - (DJ - disk jockey) в общем дисковый наездник! Это очень
точно отражает действия диджея при работе с винилом (пластинками).
Вообще, существует несколько вариантов "диджействования".
Есть клубные и радио-диджеи. Клубные диджеи - это обязательно настоящие
профессионалы, работают в ночных клубах на модных вечеринках, где они
сводят, миксуют треки. Радио-диджеи сведением не занимаются, много работают
голосом, и ориентируются на широкую аудиторию.
В любом случае диджей - человек творческий и как бы он ни готовился
к сету (непрерывная работа одного диджея) или к эфиру, в его работе
всегда найдется место какому-либо экспромту!
--------------------------------------------------------------------------------
Основы техники сведения.
Как же свести 2 трека? Основные правила на примере использования программы
Virtual Turntables.
Необходимо загрузить две любых быстрых трека.
Для сведения двух быстрых танцевальных треков сначала надо подсчитать
их BPM. Для этого надо включить эквалайзер и убить средние и высокие
частоты, можно также увеличить низкие до максимума - это все надо делать
в режиме прослушки (это возможно в программе даже с одной звуковой картой).
Теперь необходимо включить одноименный счетчик BPM. На каждый удар барабана
следует нажимать клавишу и так до тех пор пока BPM не станет более или
менее постоянным (не более 10-15 секунд). Эти же действия необходимо
сделать и для второго трека. Далее необходимо подвести pitch второго
трека так, чтобы его BPM стал равен BPM первого трека. Теперь скорости
двух треков выравнены.
Итак, проигрывается первый трек. В это время в режиме прослушки на втором
треке находим downbeat или первый бит (удар барабана) песни. За какой-то
момент до конца первого трека (за 5-10 секунд) запускаем второй трек
и плавно переводим кросс-фейдер от первого трека ко второму. Если биты
совпали - то переход от одной композиции к другой будет почти незаметен
- то есть ритм не собьется. Далее можно постепенно вернуть BPM второго
трека в начальное положение перемещением "pitch control" в
центр или на 100%, но это не обязательно.
--------------------------------------------------------------------------------
Словарик диджейских терминов
Квадрат - большие, повторяющиеся с небольшими изменениями, равные
по длине участки мелодии, композиции.
Pitch control - Возможность изменения темпа песни. Это очень
важно при сведении. Pitch - постоянное изменение скорости и,
следовательно, тона играющей композиции. Обычно от -16% до +16% (Dennon
2500), 8% (Dennon 2000) и 10% (Pioneer CDJ-500). На первом и последнем
есть отключаемая компенсация изменения тональности при изменении скорости
(pitch'а). Но работает данная функция обычно не совсем корректно, особенно
при изменении pitch более чем на 4%. Появляется троение звука, характерный
треск,особенно это чувствуется на битах.
Pitch bend - Временное изменение скорости для сведения битов.
Действует только при нажатии на кнопку (Dennon) или вращении шаттла
(Pioneer).
Temp - Темп песни, обычно измеряется в BPM. (битов в
минуту)
Mixer - Микшерный пульт - это устройства, предназначенные для
наложения (смешивания) звуков, поступающих с двух и более воспроизводящих
устройств.
Turntable - Диджейский проигрыватель. (вертушка)
Beats Per Minute (BPM) - Число битов в минуту для песни. Каждая
композиция (за очень редкими исключениями) играет на одной скорости.
Ее обычно измеряют в BPM. Если вы положите перед собой секундомер и
на протяжении минуты будете отсчитывать количество ударов барабанов,
то получите около 125-135 для хауза, 135-150 для техно, 140-170 - для
транса, 150-170 для драм'н'баса и т.д. BPM удобно считать, предварительно
убрав эквалайзером все высокие и низкие частоты, можно использовать
различные BPM-счетчики.
Cross fader - Движок баланса между двумя входными каналами. Например,
если он в крайнем левом положении - то слышно только левый канал, соответственно
какой-то трек +1. Перемещая движок вправо левый канал (трек +1) становится
тише, а правый канал (трек +2) громче. В крайнем правом положении слышен
только правый канал (трек +2). При любом положеннии движка кроссфейдера
громкость одинакова.
Beatmixing (или beat matching, beat synching, hot mixing, mixing)
- Искусство сведения битов. Суть состоит в том, что до окончания одного
трека уже начинается следующий, причем второй трек накладывается на
первый точно по битам и с тем же BPM, что и первый трек, с совпадением
уровня звучания и тактов (квадратов) обоих треков. Например - первый
трек с BPM=130 заканчивается, а следующий трек с BPM=132 - соответственно
темп трека уменьшаем до 130 используя pitch control. Затем, когда первый
трек закончится pitch control-ем можно вернуть первоначальное значение
BPM для второго трека (132). При удачном сведении непрофессионал даже
не заметит перехода.
Downbeat - Первый удар в квадрате.
Сет - непрерывная игра одного диджея, содержащая множество
сведений, соответствующая стилю вечеринки.
Прослушка - возможность отслушивать композицию только в наушниках,
без вывода на танцпол. Для предварительного отстраивания композиции,
запуска ее в нужный момент на основной канал и сведения.
Track (трек) - дорожка, песня, композиция на носителе (CD,
винил).
Looping - "закручивание колец". Выставляются стартовая
и конечная точка лупа и композиция зацикливается между этими двумя точками.
Характерно только для цифровых проигрывателей - на виниле это невозможно.